Во вводно-распределительных щитах далеко не всегда один вводной кабель соединяется с одной отходящей линией, чаще от него идут несколько проводников. Выполнять разводку по старинке, при помощи скруток, небезопасно: в месте соединения трудно обеспечить надежный контакт и не допустить перегрева. Использование такого способа приводит к коротким замыканиям и возгораниям. Цивилизованное решение – монтаж с применением кросс-модуля.
Что такое кросс-модуль
Кросс-модуль или модульный распределительный блок - это специальное приспособление, предназначенное для разведения входящего проводника на несколько потребителей или участков. Устройство изготавливается на основе изолированных друг от друга металлических шин и зажимов, отвечающих за соединение проводов.
Конструкция кросс-модуля
Латунные или медные шины и винтовые зажимы располагаются в пластиковом корпусе, выполняющем защитные функции. Элемент конструкции предохраняет внутренние части и места сращивания от внешних воздействий и обеспечивает пожарную безопасность, так как производится из самозатухающего материала. Вместе с крышкой он препятствует случайному прикосновению к токоведущим частям во время ремонта или ревизии оборудования.
Наиболее распространённый вариант конструкции кросс-модуля предполагает установку на DIN-рейку. Также существуют модели, для крепления которых нужны саморезы.
Разновидности распределительных блоков
Кросс-модули, эксплуатирующиеся в различных сетях, обладают отличиями и конструктивными особенностями. Так, устройства снабжаются одним или несколькими полюсами. Первые предназначены для использования в однофазных сетях, вторые – в трехфазных. РБ рассчитаны на разное сечение проводов на входе и выходе и токовую нагрузку.
В зависимости от того, для коммутации какого провода предполагается использовать изделие, различают три разновидности модулей:
- нулевые распределительные блоки предназначены для соединения нейтральных защитных и рабочих проводников; такие модели устроены наиболее просто;
- фазные кросс-модули также имеют простое устройство, но рассчитаны на более высокие нагрузки – они выдерживают ток до 500 ампер и напряжение до 1 000 вольт;
- комбинированные модели - это два предыдущих типа в одном корпусе: с их помощью можно соединять как фазные, так и нулевые провода и выполнять разводку на большое количество ответвлений.
Помимо перечисленных разновидностей, существуют кросс-модули для информационных сетей. С их помощью осуществляют соединение оптического кабеля и витой пары.
IEK
Артикул: YND10-2-07-100
Применение кросс-модулей
Модульные блоки применяются во вводно-распределительных щитах для создания разводки кабеля и надежного безопасного соединения проводников. Также играют роль переходного клеммника при присоединении к кабелю большего сечения проводников меньшего размера. В частности, таким образом монтируется главная заземляющая шина. Как отмечалось выше, распределительные блоки в специальных корпусах снижают вероятность пожара.
Установка и подключение
В схеме распределительного щита кросс-модуль занимает место между реле напряжения и прибором учета электроэнергии. При этом обеспечивается компактное подключение фазных и нейтральных проводников. Изделие устанавливается на DIN-реку или монтажную панель. В последнем случае модуль крепится на винты, саморезы или другие крепежные элементы. Помимо габаритов распределительного блока, при монтаже следует учитывать размеры подключаемых проводов и другого оборудования.
Преимущества кросс-модулей
- Применение кросс-модулей при сборке щита позволяет избавится от нагромождения проводов.
-
Отсутствие неопрятных пучков кабеля – это не только красота. Практическая польза модульных распредблоков заключается в облегчении обслуживания. Для изменения схемы или отключения участка цепи не нужно долго искать определенный провод и расцеплять прикипевшую скрутку. Достаточно ослабить винт крепления и отсоединить нужный проводник.
-
Устройство создает прочное соединение с надежным контактом. При этом к минимуму сводится вероятность пожара или КЗ, вызванных хлипким креплением.
-
Дополнительная безопасность при монтаже, благодаря наличию контактной шины, препятствующей замыканию фазы на ноль.